Первым употребил выражение «маленькая победоносная война» на русском языке Вячеслав Константинович Плеве, который такими словами в 1904 году описывал планируемую русско-японскую войну. До Плеве государственный секретарь США Джон Хей в 1898 году использовал сходную английскую фразу (a splendid little war) в письме президенту США Теодору Рузвельту об испано-американской войне. Как и русская, так и английская фраза получили широкое распространение в политологии.
Впервые эти слова употребил российский министр внутренних дел (с 1902) и шеф жандармов Вячеслава Константиновича Плеве (1846—1904) в беседе (январь 1904) с генералом Алексеем Куропаткиным. В. К. Плеве имел в виду надвигавшуюся войну с Японией.
Бывший председатель российского правительства Сергей Витте так описывает этот диалог в своих мемуарах (С. Ю. Витте, «Воспоминания», Издательство социально-экономической литературы, М., 1960, т. 2):
«Когда Куропаткин покинул пост военного министра и поручение ему командования армией еще не было решено, он упрекал Плеве, что он, Плеве, был только один из министров, который эту войну желал н примкнул к банде политических аферистов. Плеве, уходя, сказал ему:
— Алексей Николаевич, вы внутреннего положения России не знаете. Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война.
Вот вам государственный ум и проницательность...»
Маленькая победоносная война — это война, вызванная не внешнеполитическими противоречиями или амбициями, а, наоборот, развязанная одной из сторон для решения сугубо внутренних экономических или политических проблем.
А так — обычная война с убитыми и ранеными. Только противник выбирается такой, чтобы гарантированно не проиграть. Но благодаря войне, с которой всё начиналось, название «МПВ» используют в большинстве случаев именно для характеристики провалов. Сколько таких же развязанных из-за внутренних причин войн закончились успешно — никто, пожалуй, и не считал.
Плюсы:
- Можно невозбранно закрутить гайки или ввести военный налог, при этом народ, охваченный патриотическим настроением, протестовать не будет.
- Можно трудоустроить народ (на военные заказы), за счёт, конечно, того самого народа
- Захваченные территории, контрибуции, политические уступки не только прельстивы сами по себе, но и радуют народ даже лучше футбола.
- Повышается боеспособность армии, выявляются недостатки в самых что ни есть боевых условиях.
- Неугодных можно отправить на передовую, где они могут погибнуть, но не будут мучениками от политики.
- В результате при небольших материальных и человеческих потерях призрак революции отступает, бунтовщики выкорчеваны, народ доволен сознанием мощи его страны.
Потому что маленькие и победоносные от хорошей жизни не устраивают. Страна, затевающая войну, пытаясь излечиться от внутренней болезни, рискует при перенапряжении от той же болезни и помереть.
Когда же силы адекватно не рассчитаны, то:
- Большое количественно смертей.
- Кампания затягивается, что не только дичайше дорого для истощённой страны, но и напрочь рушит престиж, который должна укреплять.
- Дурман патриотизма окончательно рассеивается и недовыкорчеванные бунтовщики ещё больше разогревают пламя народного гнева. Незначительную, но всё же помощь в этом играет и финансирование сочувствующих из той самой маленькой и легкопобеждаемой страны.
- Охваченная революционными настроениями армия способна выкидывать такие фортели(яркий пример - восстание на крейсере "Очаков"), какие гражданским и не снились.
- Соседние на политической арене большие и серьезные страны, не желая усиления начавшей МПВ, могут помочь стране-жертве военными займами, наемниками или чем-нибудь ещё.
1. lurkmore.ru/маленькая_победоносная_война
2. traditio.ru/маленькая_победоносная_война
3. http://www.bibliotekar.ru/encSlov/12/5.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий